Сенсация: Открыт древнейший праязык человечества!
Батый - основатель Русского государства!

ОСНОВАНИЕ БУДДИЗМА
 

БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 
            1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьямуни, «отшельник из шакьев»). 
            2) В буддизме — существо, достигшее состояние высшего совершенства, высшее состояние духовного совершенствования. 

Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой — 483 (+ 3) до н. э. и короткой — 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически. 

ЖИЗНЬ

Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, буквально — Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на пали Суддходана, буквально — Имеющий рис), мать — Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали — Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и сать отшельником под своим родовым именем Гаутама (на пали Готама, буквально — Лучший из пастухов; так звали ведийского мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях аскетов Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи). 

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). 

ПРОПОВЕДЬ

Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на пали дхамма, тибет. chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь (см. Буддизм, раздел Хинаяна) он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей — это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды —одно из начал, объединяющих буддизм. Учение о будде Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина будды, согласно которой будды — это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону. 

В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина будды получила значительное развитие. Здесь будда — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время будда — это и все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной.

 Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Ади-будде) — мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя). 

БОДХИ (санскр. и пали — Просветление, духовное пробуждение), в буддизме основная религиозная цель, достижение которой знаменует не только обретение сверхзнания, сверхъестественных способностей (таких, как ясновидение, яснослышание и т. д.), но и является предпосылкой конечного освобождения в нирване (для будд и архатов в раннем буддизме, а также в тхераваде). В буддийских текстах различаются, по меньшей мере, три вида бодхи: 
        1) шравака-бодхи — Просветление архата (монаха высшей степени святости), идеал тхеравады; 
        2) пратьека-бодхи — Просветление будд-одиночек, нашедших собственный путь освобождения и не обучающих ему другие существа;
        3) ануттара-самьяк-самбодхи — совершенное подлинное Просветление будд и бодхисаттв, идеал махаяны. Бодхисаттва из сострадания остается в мире и производит просветленное сознание (бодхи-читта), которое, словно свет, помогает другим существам идти к нирване или достигать состояния будды. 
        Буддисты уже в древности создали важнейшее учение о 37 навыках, способствующих Просветлению (бодхи-пакшья-дхарма), а также ряд других учений о спасении, число которых росло вплоть до средневековья. Например, обладатель Бодхи отличается внешними физическими признаками, а также владеет 10 силами, которые различны у будд и бодхисаттв. В Китае толкователи идеи Просветления дополнили учение новыми положениями. Так, если в Индии считалось, что Бодхи достижимо лишь постепенным эволюционным путем многих перерождений и свершений, то китайцы Дао-шэ (4-5 века), Хуэйнэн (638-713) и другие буддисты школы чань учили о возможности мгновенного Просветления (это же признали и тибетские мастера наивысшей формы тантры в 8 веке). Буддисты Китая и Дальнего Востока делают упор на возможность обретения Бодхи в качестве милости, дарованной Буддой Амитабхой (школы «Чистой земли» и японский амидаизм), и объясняют Просветление как прямую интуицию подлинной природы, подлинного единства. В японской школе Тэндай учат о 52-х стадиях приближения к Бодхи.

 БОДХ-ГАЯ, (штат Бихар, Индия), место Просветления Будды Шакьямуни под древом бодхи. В современном Бодх-Гая сосредоточены монастыри, храмы и духовные миссии всех национальных форм и отдельных школ буддизма. Они располагаются вокруг главной святыни — древа Просветления и созданного вокруг него культового комплекса в древнеиндийском стиле с храмом, ступами и другими сооружениями, находящимися в ведении индийского Общества Великого Просветления (Maha Bodhi Society). Бодх-гая является центром паломничества, одним из четырех самых святых мест мирового буддизма, наряду с местом рождения Будды (Лумбини на юге Непала), первой проповеди (Сарнатх близ Варанаси в Индии) и местом ухода в нирвану (Кушинагара в Индии).

 БОДХИ-ДРЕВО, в буддизме древо Просветления, под которым индийский пустынник Гаутама обрел высшее состояние сознания, сверхзнание и другие отличительные свойства Будды. Принадлежит к виду древовидных фикусов (Ficus religiosa). Растет в большинстве буддийских монастырей, где считается, что отростки-саженцы происходят от Бодхи-древа, растущего в городе Бодх-гая (возраст нынешнего более 100 лет) и являющегося одной из самых почитаемых святынь буддизма. Это крупное ветвистое дерево, около 30 м высотой, со светло-серым стволом и среднего размера сужающимся листом с удлиненным кончиком. На скульптурных панно раннего буддизма (напр., в Бхархуте, Санчи) древо нередко символически обозначало Будду. Позднее в буддийском искусстве образы дерева и ступы (реликвария останков Просветленного) соединились в один: ступа, над ней — зонтик, иногда многоярусный. Так выглядит один из самых ритуально почитаемых объектов всех форм буддизма. 

Бодхи-древо есть космологический центр буддийской вселенной. Во время космического распада (пралая) нижних ее миров оно исчезает последним, а в период восстановления земных условий — вырастает первым. Все будды обретали Просветление под Бодхи-древом. В каждом буддийском монастыре с ним связано множество легенд и чудес. Согласно одной из самых ранних, царь Ашока (3 в. до н. э.) приказал брахманам спилить его и сжечь в жертвенном костре, но Бодхи-древо восстало в сиянии из пепла и пламени. Тогда потрясенный царь велел омыть его молоком, и на следующее утро древо обрело свою прежнюю форму. Ашока огородил его каменной стеной и «назначил» святым местом империи, отростки и саженцы послал с буддийскими миссиями во все близлежащие страны, сам стал ревностным буддистом. 

 БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (санскр. — арья-сатьяни, пали — ария-сачча), основные положения буддизма. Включают в себя сущность всех его доктрин, особенно раннего периода и школ хинаяны. В первой своей проповеди Будда провозгласил четыре благородные истины: 

1) есть страдание (духкха), которым объяты все формы существования, включая богов; нижний уровень страдания — недовольство, несогласие, неудовлетворенность, верхний — боль, мучение, смерть; 

2) есть причина (самудайя) страдания, которая заключается в трех видах желания, или привязанности («цепляния за»): жажды страсти, жажды бытия, в том числе и существования после смерти, желания небытия и несуществования после смерти (все они суть движители колеса перерождений);

3) есть прекращение (ниродха) действия причины, представляющее собой забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания;

4) есть Путь (марга), ведущий к освобождению от страданий, это благородный восьмеричный Путь правильных воззрений, размышлений, речей, действий, способов поддержания жизни, способов приложения сил, способов памятования и сосредоточения. 

Эти четыре истины были положены в основу классификации всех буддийских учений (напр., космология относится к первой истине, а этика — к третьей). В махаяне и ваджраяне такого рода подразделение отошло на второй план, однако обучение мирян и неофитов здесь также начинается с благородных истин. Обычно для пояснения смысла их сравнивают: первую — с болезнью, вторую — с ее диагностикой, третью — с процессом излечения и четвертую — с лекарственными снадобьями, необходимыми для этого. На философском языке истина страдания означает всеобщий закон изменчивости, непостоянства (анитья) и отсутствия вечной души (анатман), а также пустоты самосущего.

АРХАТ (санскр. — достойный, уважаемый, знаменитый, особенно применительно к религиозным лидерам; пали — арахант), в буддизме существо, «достойное войти в нирвану». Первым архатом, достигшим видения подлинной природы вещей (йатха-бхута), называл себя Шакьямуни Будда. Архатами стали многие ученики Будды и их последователи. В школах хинаяны, в т. ч. в тхераваде, архат — высшая стадия духовного совершенствования, после которой уже не бывает перерождений. Архат непосредственно после данной жизни уходит в нирвану. Архат полностью свободен от представлений о «Я» и «мое»; это «будда после Будды», т. е. «достигший Просветления после Первопросветленного». В отличие от последнего, архат не обладает пятью сверхзнаниями (необычной психической силой воздействия, божественным слухом, восприятием чужих мыслей, умением вызывать в памяти свои прошлые рождения и способностью знать перерождения других людей), — но он обладает тройственным знанием (о своих предыдущих рождениях, о перерождениях других лиц и о том, как прекратить умственное омрачение).

 Архат — главный идеал современного монашества тхеравады. Махаяна разделяет воззрения хинаяны относительно архатов, которые часто (напр., Субхути) являются действующими персонажами махаянских сутр. Архаты способны отказаться от собственного окончательного спасения и ухода в нирвану ради участия в освобождении других существ. Для этого они дают обет бодхисаттвы и остаются в кругу перерождений (самсаре) из сострадания. В махаянской литературе содержится множество описаний о пребывании архатов на высших небесах мифической вселенной, в «землях будд» (буддха-кшетра), но не в нирване, где они были бы уже неописуемы. Архаты часто изображаются в махаянской иконографии (напр., в знаменитой картине «Будда в окружении 16 великих архатов»). 

АНАНДА, (санскр. и пали — Радость), в буддизме двоюродный брат и верный ученик Будды Шакьямуни, постоянно его сопровождавший. После ухода Будды в нирвану стал архатом, отправился в нирвану в 120-летнем возрасте. Величайшей заслугой Ананды считается изложение ученикам проповедей и бесед Будды (которые он запомнил), составивших Сутта-питаку (санскр. Сутра-питака) — вторую многотомную книгу буддийского канона Типитаки на языке пали (санскр. ТрипитакаБУДДА АДИ-БУДДА (санскр.), в буддизме ваджраяны.

Первобудда, олицетворяющий вневременное единство всех будд и бодхисаттв, мифологический образ Тела Закона (дхарма-кайя), из которого производятся все будды созерцания (Тело наслаждения), земные будды (Тело воплощения) и все мироздание. Но Ади-Будда не является Богом-творцом, поскольку творение множества понимается в буддизме как иллюзия (майя) индивидуального сознания, подлинная же реальность — как единая и нерасчленимая. Представления об Ади-Будде — продолжение махаянского учения о трех телах Будды (трикайя), еще один способ выражения невыразимого единства абсолюта. Его называют четвертым, объединяющим Телом Будды или Самосущностным Телом (свабхавика-кайя). Как термин впервые упоминается в тантрических текстах 7 века, развитие доктрины относится к 10-11 векам в учении Калачакры (Колесо времени), получившем распространение в гималайских странах, Тибете, Монголии и России. В Китае, Корее и Японии образ Ади-Будды развивался и преломлялся иначе, например, в виде вселенского будды Вайрочаны в школе сингон. 

АРУПА-ДХАТУ (санскр. — сфера бесформенного; другие названия — арупа-лока и арупа-авачара), в буддизме третья, высшая космологическая сфера, состоящая из 4 миров нирваны, которые могут созерцать лишь святые в виде небес: 1) бесконечного пространства; 2) бесконечного сознания; 3) абсолютного ничто и 4) не воспринимаемых ни сознанием, ни его отсутствием. На этих небесах будды, пратьека-будды (будды-одиночки), и архаты не имеют никакой телесности, формы и цвета, пребывая в полнейшем покое.

 АВАЛОКИТЕШВАРА (санскр. — Владыка, взирающий на существа милостиво), бодхисаттва махаяны, из сострадания (каруна) к живущим давший обет, достигнув Просветления, не уходить в нирвану и не становиться буддой, чтобы оказывать помощь другим в Пути освобождения от страданий. В сутрах Авалокитешвара — олицетворение идеала сострадания и Делатель будд (буддха-кара), способствующий обретению высшего духовного состояния. Ему иногда приписываются и функции творения мира, что несвойственно буддизму. Будды Великой колесницы пребывают в нерушимом покое, являя объекты созерцания, бодхисаттвы же суть деятельная сторона горних сил, «сыновья будд». Авалокитешвара относится к семье Будды Амитабхи; в Индии были известны 32 формы его воплощения, в том числе в виде главных божеств индуизма — Брахмы, Вишну, Шивы, Ганеши. Культ Авалокитешвары складывается с 1 в., ему воздвигают храмы, ваяют его образ — в человеческом облике с лотосом в руке (обязательный атрибут) или 4-, 6- и 1000-руким 11-ликим (или 11-главым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, для чего нужно произнести должным образом мантру: «Ом мани падме хум» («Ом, жемчужина в лотосе, славься»). Голова же его раскололась на 11 частей с лицом на каждой из них, затем сросшихся из сочувствия к страдающим в аду. 

Огромна популярность этого образа в странах северного буддизма. Китайцы называют его Гуань-ши-инь, корейцы — Кваным, японцы — Каннон. Мифология Авалокитешвары дополнилась здесь функциями местных божеств, чаще всего женских, отвечающих за чадолюбие, помощь роженицам и т. д.; бодхисаттва изображается в образе женщины. В гималайских странах и Тибете Авалокитешвару называют Ченрези. Его культ был первым в этих местах, он считается их покровителем, а Тибет — святой страной Авалокитешвары. Здесь культ Авалокитешвары обогатился новыми формами воплощения, особенно важны его живые формы — духовные главы буддийских школ, перерождающиеся уже несколько веков. Далай-ламы школы гелукпа и кармапы школы кагью — самые известные лики Авалокитешвары современности. В Монголии и у буддийских народов России его называют Арья-Боло (-Бала, -Була) или Хоншим. Почитание его среди тибетцев и монголов не уступает почитанию Будды (в ваджраяне, которой следуют эти народы, сказано, что этот бодхисаттва является главным на земле в период между нирваной Шакьямуни Будды и рождением Будды Майтрейи в будущем). Здесь ему приписываются 108 форм воплощения. 

АКШОБХЬЯ (санскр. — Невозмутимый), один из самых ранних будд махаяны, культ которого складывается с 1 века. Акшобхья был простым монахом и дал суровые обеты (в частности, никогда не злиться), которых держался до достижения состояния будды. Он не отправился в нирвану, а поселился в ее преддверии — в особой небесной стране Наивысшего блаженства (Абхирати), располагающейся на востоке буддийской вселенной. В Абхирати все в восхитительной степени прекрасно (как и в раю других религий), нет болезней, лжи и т. д., в том числе нет небуддистов. Акшобхья здесь восседает в центре на лотосовом престоле, открытый для созерцания всем насельникам. Но оказаться среди них сложно, этот мир не доступен для людей и других существ (в т. ч. богов), сохраняющих хотя бы малую толику привязанности, желания. Поэтому здесь много бодхисаттв, продолжающих совершенствоваться, а также архатов хинаяны и будд, следующих в нирвану. Этот рай невечен, ибо Акшобхью тоже ждет последнее Успокоение. Культ Акшобхьи получил новое развитие в ваджраяне, в ритуалах которой он размещался в восточной четверти (иногда и в центре) мандалы — символа-образа вселенной — вместе с четверкой других высших будд, отличаясь от них синим цветом. К его семье относятся несколько известных бодхисаттв, например, Манджушри. В современных странах махаяны почитание Акшобхьи уступает по популярности культам Шакьямуни, Вайрочаны, Амитабхи. 

ВАДЖРАДХАРА (санскр. — Держатель ваджры), один из главных будд ваджраяны, в мифологии которой он символизирует молниеносное состояние Просветления как обретение знания недвойственности. В тибето-монгольском буддизме и в Непале он отождествляется с Ади-буддой. Изображается синего цвета со скрещенными на груди руками, с ваджрой в правой руке и колокольчиком (символом женской духовности, интуитивной мудрости, праджни) в левой (т. к. каждый будда — единство мужского и женского начал). Свое учение Ваджрадхара передает великим и совершенным (махасиддха) йогам, например, Тилопе, от которого ведет происхождение тибетская школа кагью. 

ВАДЖРАСАТ(Т)ВА (санскр. — Молниесущностный, Тот, чья сущность ваджра), будда ваджраяны, символ чистоты Просветления (Бодхи) и Закона (Дхарма). Изображается в сидящей позе, белого цвета с ваджрой в правой руке у сердца и с колокольчиком в левой руке у бедра. В мифологии его иногда отождествляют с Ваджрадхарой (в культе последнего), но основная функция Ваджрасаттвы — быть первым воплощением Ади-будды как неописуемого единства всего сущего. Он является как бы «праотцом» всех остальных будд, которые суть уже его воплощения (например, будды Амитабха, Акшобхья и др). 

ВАЙРОЧАНА (санскр. — Солнечный, Солнцесияющий), один из главных будд махаяны и ваджраяны. Становление мифологии и культа Вайрочаны относится к середине 1 тыс. Изображается на мандале (графической диаграмме духовной вселенной) в центре или на востоке, белого цвета с дхармачакрой (колесом Закона) в руке. Очень популярен на Дальнем Востоке, где отождествляется с Первобуддой (Ади-буддой) как символом единства сущего, абсолюта (японская школа сингон).

 МАЙТРЕЯ (Майтрейя), в буддийской мифологии бодхисаттва и будда, долженствующий родиться в будущем и осуществить счастливое правление миром. Его изображают сидящим на троне, в виде позолоченной статуи. 

ЯМА, в ведийской религии, брахманизме, индуизме и буддизме бог смерти, правитель царства мертвых. Представлялся в виде старика с веревочной петлей в руке. 

ЯМАНТАКА, в буддийской мифологии ваджраяны идам. Изображается синего цвета, многоруким, многоногим и многоголовым